В ProZorro появится возможность конкуренции не только ценой
Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) совместно с Министерством экологии и природных ресурсов Украины и представителями общественности в рамках программы EU Association Lab работает над проектом "Неценовые критерии в публичных закупках". "Первый этап запуска инструмента планируется на начало апреля, а на конец года полная его работа", — говорится в ответе ГП "ПроЗорро" на запрос rigifoor.ru.
В новом инструменте, в частности планируется реализовать экономические, экологические критерии, критерии энергоэффективности и т.д. "Он будет выглядеть, как конструктор, где только с помощью мышки можно будет выбрать нужные параметры. Планируется, что этот инструмент будет использоваться для всех типов закупок, но после принятия соответствующих законодательных изменений", — уточняют в ГП.
Вероятно, это часть изменений в действующее законодательство, которые вчера анонсировал первый заместитель министра экономического развития Украины Максим Нефьодов.
В "ПроЗорро" напоминают, что Законом Украины "О публичных закупках" и системой Prozorro предусмотрена возможность использования других критериев оценки, а не только критерия "цена", на практике заказчики почти не пользуются этой возможностью. К примеру, за 2018 всего в 0,8% процедур закупок, кроме цены применялись дополнительные неценовые критерии.
"Наряду с этим, применение неценовых критериев может положительно повлиять не только на качество закупаемых товаров, но и способствовать повышению конкуренции за счет расширения круга потенциальных участников тендеров, и как следствие, улучшению результативности торгов", — считают в ГП "ПроЗорро".
В четверг во время круглого стола в Федерации работодателей Украины Светлана Берзина, глава общественного совета при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины сказала, что использование неценовых критериев даст возможность "купить дороже более качественное, безопасное, экологичное". По ее словам, стоимость похожей продукции при соответствии таким критериям может отличаться до 30%. "То есть если вы продаете и вы соответствуете неценовым критериям за 100 (единиц — rigifoor.ru), а ваш конкурент за 70, у вас есть шанс выиграть", — сказала Берзина.
В "ПроЗорро" отметили, что если один из участников торгов будет соответствовать неценовому критерию, а остальные — нет, то он действительно может выиграть тендер, предложив более высокую цену. Разница в цене будет зависеть от того, как ее пропишет заказчик.
В ГП "ПроЗорро" добавляют, что данный проект предусматривает внедрение электронного инструмента по созданию неценовых критериев, который будет содержать конкретные параметры неценовых критериев для выбранного перечня товаров различных категорий, которые чаще всего закупаются заказчиками, и рекомендации по их применению для оценки тендерных предложений. Сегодня применять неценовые критерии можно только если закупка имеет сложный характер (в том числе закупка консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ) и нет постоянно действующего рынка. К таким критериям можно отнести, например: условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы.