05:21 Торговый дом «ЭСКО» приглашает на семинар «Профессиональные электроизмерительные приборы Sonel»
03:18 Специалисты компании «Белый свет» разработали методику подбора БАП
01:17 ЭРА открывает новое направление — автомобильные лампы
23:17 Вебинар от компании ОВЕН: «Каскадный контроллер для управления насосами с преобразователем частоты ОВЕН СУНА-122»

В фильм о Стусе вернут сцену суда с Медведчуком-адвокатом

12.08.2018 1:20

В фильм о Стусе вернут сцену суда с Медведчуком-адвокатом

Съемочная группа фильма о Василии Стусе сообщила, что доснимет эпизод суда над поэтом и диссидентом, где фигурирует политик Виктор Медведчук. В процессе 1980 года, он был защитником обвиняемого (вопреки воле Стуса). В выступлении перед судом Медведчук заявил, что все преступления подсудимого заслуживают наказания, и таким образом сыграл свою роль в том, что Стус получил десять лет заключения в лагере строгого режима, где умер в ночь на 4 сентября 1985-го года в возрасте 47 лет.

Фильм о Стусе находится сейчас в процессе съемок, его выход в прокат анонсирован на февраль следующего года. Сцена суда изначально была в драфте сценария, но затем ее удалили, как и все другие сцены, где присутствует Виктор Медведчук. Хотя уже был проведет кастинг на роль адвоката.

В официальном заявлении съемочной группы, говориться, что сцена была удалена в частности, после разговора с сыном поэта. "Его позиция по "важности" участия Виктора Медведчука в судилище над его отцом добавляется видеофайлом следующим постом", — замечают авторы заявления и прилагают вот такое видео: Сын Василия Стуса, Дмитрий, о роли адвоката отца, Виктора Медведчука, в суде.

Режиссер фильма Роман Бровко в интервью СМИ также ссылается на просьбу сына Василя Стуса, Дмитрия, убрать фигуру адвоката из картины. Но Дмитрий Стус, генеральный директор Национального музея Тараса Шевченко, такую просьбу отрицает, сообщает ТСН.

Съемочная группа отказ от сцен с Медведчуком обясняет также тем, что прокат картины будет проходить в разгар предвыборной кампании, и потому они "не хотели делать память о великом человеке инструментом политических влияний и аргументов". Но волна общественного возмущения, заставила вернуть в фильм сцену процесса над Стусом с участием Медведчука.

По версии участников съемочного процесса, "продюсерам позвонили из администрации Медведчука" и сказали, что если они хотят доснять картину, не хотят провокаций, то нужно убрать сцену суда над Стасом ". Но эту информацию продюсер фильма Артем Денисов называет фейком.

Пресс-секретарь Медведчука на вопрос, соответствует ли действительности информация о том, что из фильма сцену суда над писателем удалили по просьбе Виктора Медведчука, ответил: "Режиссер фильма уже ответил", сообщает ТСН.ua.

  • Фильм о "Стус" (сначала картина называлась "Птах душі", по названию поэтического сборника поэта, уничтоженного надсмотрщиками в лагерях) снимает компания UM-GROUP.
  • Сумма государственной финансовой поддержки составляет 19, 265 млн. грн. (проект выиграл в прошлом году в питчинг Госкино). Общий бюджет фильма — 38,529 млн грн.
  • Режиссером является Роман Бровко, авторами сценария — Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов, продюсером — Артем Денисов.

В фильм о Стусе вернут сцену суда с Медведчуком-адвокатом

Василий Стус

  • В описании фильма на сайте Госкино значится, что "Стус" – это "метафорическая история, рассказывающая о последних днях жизни гениального украинского поэта-шестидесятника Василя Стуса и его загадочную смерть в советском лагере в ночь на 4 сентября 1985 года. Фильм опишет этап становления Стуса как поэта и борца за украинскую культуру, а также о тщетных попытках тоталитарной советской власти соблазнить поэта продать душу за "свободу".
  • После смерти Стуса Виктор Медведчук возглавил администрацию президента Леонида Кучмы, впоследствии он стал кумом президента РФ Владимира Путина, который крестил его дочь, а в настоящее время представляет Украину в Минском переговорном процессе.

В статье "Стус без шансу на захист: ведмежа послуга Медведчука", опубликованной на сайте УП, адвокаты Роман Тытыкало и Илья Костин, изучили архивы дела и призвали украинскую адвокатуру, в частности Национальную ассоциацию адвокатов Украины, публично признать нарушение адвокатом Виктором Медведчуком прав его клиента Василия Стуса на защиту.

Кто дал денег на фильм, кроме Госкино?

Обсуждая произошедшее, пользователи ФБ часто задавались вопросами: как могло такое случиться с фильмом, который финансирует государство, кто оценивает проекты, поданные на конкурс Госкино, почему глава этого ведомства не Филипп Ильенко не проконтролировал, что сценарий изменили и не вмешался.

Известно, что Госкино финансирует половину бюждета фильма. Вторую половину должна была найти UM-GROUP — компания, снимающая фильм. Ею говорилось, что есть договоренности с европейскими продюсерами. Но судя по сайту фильма и сообщениям о его съемках, копродукции так и не случилось. "Откуда взялась вторая половина бюджета, пока неизвестно", — пишет Дарья Бадьер, LB.ua. И уточняет, что "Птах душі" получил средний балл 37, а это был проходной балл для того, чтобы считаться победителем питчинга, то есть, получи проект на одну десятую балла меньше, он бы не прошел.

  • Оценивала проект экспертная комиссия, в которую входили: режиссеры Мирослав Слабошпицкий, Андрей Дончик, Владимир Тихий, Роман Бондарчук, Валентин Васянович, оператор Сергей Борденюк, продюсеры Юрий Минзянов, Андрей Ризоль и Виталий Докаленко, директор кинофестиваля "Молодость" Андрей Халпахчи, совладелец дистрибьюторской компании "Ukrainian Film Distribution" Андрей Дяченко, директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе, продюсер Геннадий Кофман, отборщик и киновед Александр Шпилюк, директор телеканала ICTV Александр Богуцкий, кинокритик Владимир Войтенко.

Фильм победил в категории "Игровые полнометражные фильмы (широкая зрительская аудитория)". А режиссер Роман Бровко в интервью "Радио Свобода" уточнил, что это "фильм не для ценителей творчества Стуса, а для молодежной аудитории, потому что именно она ходит в кинотеатры больше всех".

В фильм о Стусе вернут сцену суда с Медведчуком-адвокатом

Кадр из фильма "Стус"

Глава Госкино Филипп Ильенко, подтвердил в комментарии LB.ua, что сцены с Медведчуком в сценарии фильма были, он считает их важными, но Госкино не влияет на творческую составляющую фильмов, которые финансирует. "Авторы фильмов часто частично меняют сценарий уже после питчинга. На получение государственной поддержки, они это с нами не должны согласовывать", — сказал он в комментарии hromadske. При этом добавив, что "Госкино обычно не вмешивается в творческий процесс. Но все равно мы уделим этому вопросу пристальное внимание. Если будет доказано, что это было сделано по политическим соображениям, мы обязательно реагировать. Я считаю неприемлемым политическое давление на авторов фильма, особенно исторического. Полной суммы на этот проект мы еще не перечислили, еще не завершился съемочный период фильма, он происходит поэтапно".

Страшна цензура

Скандал вокруг фильма "Стус" высветил одну из важнейших проблем в гуманитарной сфере: Как не допустить цензуры — медведчуков, налогоплательщиков, власти, самоцензуры?

"Повышать уровень компетентности в сфере кино и критического мышления в целом: увеличивать количество экранов для проката, ввести курс кино в школах, обсуждать и смотреть разные фильмы, реформировать образование в сфере кино, чтобы режиссеров, продюсеров, сценаристов, которые снимают фильмы не для околополитического хайпа было больше и они имели возможность снимать чаще",— считает Дарья Бадьор, член FIPRESCI, редактор отдела "Культуры" LB.ua. Кейс с фильмом "Стус" – от начала и до конца – это результат кризиса компетенций в сфере кино, шире – в украинской гуманитарной среде", - констатирует она.

"… Платники податків мають право впливати на зміст створюваних на їхні кошти художніх творів! Як на мене, такого роду цензура не краща за будь-які дзвінки з будь-яких адміністрацій.

Страшний в цій ситуації низовий запит на "патріотичне кіно". Внутрішня потреба в пропаганді. Адже йдеться не про мистецький вислів, і навіть, як могло би здаватись, не про повноту історичного факту, а про політичний меседж: громадський осуд Медведчука методами кіно, де кіно використовується як інструмент таврування", — высказал свое мнение на странице в fb Иван Козленко, руководитель Центра Довженко.

Источник

Читайте также