Стрела против ветра: о приключенческой фантазии "Робин Гуд"
Современное Средневековье
Лента Отто Батхерста, для которого "Робин Гуд" стал дебютом в полнометражном кино (до этого он весьма успешно работал на британском телевидении), стартует с амбициозного закадрового обещания рассказать такую историю о Робин Гуде, которую до этого никто не рассказывал. И, нужно сказать, свое обещание выполняет — все два часа действия картины.
Достигают авторы этого тем, что максимально осовременивают повествование, фактически, просто переодевая персонажей ХХІ века в дизайнерски стилизованные под Средневековье костюмы и оставляя в их устах политические тирады, актуальные сегодня. В этом Отто Батхерст и компания идут намного дальше, чем в свое время Брайан Хелгеленд, молодежно поставивший "Историю рыцаря" под музыку Queen.
Повестка на Третий крестовый поход
Пышущий юностью лорд Робин Локсли (немного гримасничающий Тэрон Эджертон) обнаруживает на конюшне привлекательную крестьянку Мэриан (Ив Хьюсон), которая со страстным взором и острым чувством социальной ответственности собирается похитить коня — для организации сельскохозяйственных работ в помощь обиженным и угнетенным.
Взаимная любовь, моментально вспыхнувшая между молодыми людьми, в кадре не заходит дальше пылких объятий и поцелуев — мешает этому "Повестка на Третий крестовый поход", которую вначале демонстрируют крупным планом, а потом — вручают герою. И Робин отправляется на Ближний Восток. На четыре года.
Сцены боевых столкновений, происходящих в жарких песках, которые следуют за этим, копируют эпизоды жестких боевиков об американских морских пехотинцах, защищающих свободу где-то в Ираке, с тем лишь отличием, что вместо автоматов у крестоносцев луки со стрелами, а у мавров — перезаряжающиеся арбалеты. Как следствие, снятые реалистично, эти бои оказываются напрочь лишены реализма, поскольку не делают поправки на исторический "ветер".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: С танцами, но без гопака: о фильме ужасов "Суспирия"
"Оргия безвкусицы" и "опиум для народа"
Познав все ужасы войны, в которой крестоносцы являются агрессорами, и вернувшись в родные края, Робин узнает, что его записали в мертвецы, поместье — конфисковали по решению шерифа Ноттингема, а возлюбленная Мэрион, все также остро чувствующая несправедливость, нашла другого — местного политика Уилла (Джейми Дорнан), который пытается защитить права нещадно эксплуатируемого трудового народа.
Дело это гиблое, ведь Ноттингем возглавляет шериф-демагог (Бен Мендельсон), регулярно повышающий военные сборы, пугая население маврами, которые приедут и всех поработят (кажется, в этих пассажах авторы ленты недвусмысленно намекают на предвыборные выступления Дональда Трампа). Кроме громкого слова шериф опирается на войска, закованные в сталь (стрелы Робина, впрочем, без проблем ее пробивают), и церковь (римские сановники реагируют на события в Ноттингеме столь стремительно, будто у них есть мобильная связь и авиасообщение).
Таким образом, выступая против истеблишмента (собрания высшего света называют "оргией безвкусицы"), фильм оказывается и антиклерикальным. Оба мотива крепко объединяет образ шерифа, который, ни с того ни с сего, открывает Робину интимные страницы биографии, исполненной психологических детских травм (видимо, чтобы талантливому Бену Мендельсону перепало хотя бы что-то сыграть, а не просто взирать на окружающих холодным взглядом негодяя).
Гламурно о революции
В принципе, авторы могли пойти еще дальше — сделать шерифа жертвой католических священников-педофилов, максимально усилив разоблачительный эффект и дополнительно подогрев актуальность ленты. Но "до конца" они вообще идут неохотно: в этом смысле фильм функционирует по логике манифестов Карла Маркса, пересказанных на глянцевых страницах Teen Vogue, предпочитая стиль, а не содержание.
В итоге, Робин вместе с мавром, откликающимся на имя Джон (Джейми Фокс), комфортно, зрелищно и довольно бессмысленно грабят шерифа и его прихлебателей, устраивают гонки на повозках, будто это заправские "форсажные" авто, и привлекают к своей деятельности народные массы, вооруженные коктейлями Молотова. Потому что, как говорит простая девушка Мэрион, козыряя глубоким декольте: "Если не ты, то кто? Если не сейчас, то когда?"
Финал, который еще не финал...
Картина завершается намеком на продолжение истории, состоятся которому в ближайшее время вряд ли суждено, учитывая, что "Робин Гуд" стартовал в мировом кинопрокате ни шатко ни валко. Впрочем, шанс на художественное продолжение замысла, заключающегося в том, чтобы максимально осовременивать классические сюжеты, благополучно отключая историческую память, все же есть.
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на rigifoor.ru в Telegram
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на rigifoor.ru в Telegram
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на rigifoor.ru в Telegram