Как государство может конфисковывать имущество для военных нужд
Ключевым вопросом, волнующим граждан и бизнес в связи с введением режима военного положения является возможность так называемой конфискации имущества для военных нужд. С момента провозглашения независимости Украины военное положение в стране не вводилось, поэтому сказать, как именно будет проходить такая конфискация на практике — тяжело.
Принятый и утвержденный 26 ноября 2018 года парламентом Указ президента Украины "О введении военного положения в Украине" предполагает временное ограничение ряда прав и свобод граждан, в том числе закрепленных в статье 41 Конституции Украины. Упомянутая статья устанавливает, что никто не может быть противозаконно лишен права собственности, которое является нерушимым. Исключением может быть только принудительное отчуждение объектов собственности с последующим полным возмещением их стоимости в случае общественной необходимости и только в условиях военного или чрезвычайного положения.
Закон Украины "О правовом режиме военного положения", который в последние несколько дней заинтересовал многих украинских юристов, разрешает властям принудительно отчуждать имущество, находящееся в приватной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий и государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке с выдачей об этом соответствующих документов установленной формы.
Отдельно сказано, что у предприятий, учреждений и организаций может изыматься учебная и боевая техника, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и отравляющие вещества. В дополнение, но только в случае нарушения требований режима военного положения, госорганам разрешено изымать у предприятий, учреждений всех форм собственности, и у граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также, в случае надобности, и другие средства связи.
Как не странно, но основной закон, регулирующий отчуждение имущества в условиях военного времени был принят еще в далеком 2012 году, когда мало кто мог подумать у реальности его применения. Закон Украины "О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима или чрезвычайного положения" предполагает три способа принудительного перехода права собственности на имущество к государству:
- принудительное отчуждение с предварительной компенсацией его стоимости;
- принудительное отчуждение с последующей компенсацией его стоимости;
- изъятие имущества без компенсации его стоимости (применяется только к государственным предприятиям).
Как видим, ни о какой "конфискации" в данном случае речь не идет, хотя именно этим словом чаще всего пугают обывателей авторы публикаций о военном положении. Решение о принудительном отчуждении либо изъятии имущества принимаются военным командованием по согласованию с органами местного самоуправления. В местностях, где ведутся боевые действия, такое согласование не требуется. Имущество, принудительно-отчуждаемое в условиях военного положения, подлежит оценке, которая может проводиться частными субъектами оценочной деятельности, либо государственными органами и органами местного самоуправления. В любом случае, за собственником сохраняется право оспорить оценку имущества, по которой ему было выплачено возмещение.
Принудительное отчуждение либо изъятие имущества в условиях военного положения оформляется актом установленной формы, в котором устанавливается следующее:
- название отчуждающего органа военного командования и органа, согласовавшего такое решение;
- ведомости о собственнике имущества;
- ведомости о документе, подтверждающем право собственности;
- описание имущества, достаточное для его идентификации;
- сумма денежных средств, выплаченных в виде компенсации собственнику.
Акт подписывается собственником имущества, а также уполномоченными представителями военного командования и органа самоуправления, согласовавшего отчуждение.